- Мандельштам Осип Эмильевич
-
МАНДЕЛЬШТА́М Осип Эмильевич (1891—1938) — один из крупнейншх рус. поэтов 20 в. Род. в Варшаве, в семье купца-кожевника. Окончил Тенишевское уч-ще в Пб. (1907), занимался в Сорбонне (1907—08), Гейдельбергском (1909—10) и Петерб. (1911—17) ун-тах. Юношеские стихи, отразившие впечатления от рев. событий 1906, поместил в ж. Тенишевского уч-ща "Пробужденная мысль" (1907), тогда же ненадолго входит в эсеровскую орг-цию. В 1909—11 знакомится с Вяч. Ивановым, И. Анненским, Н. Гумилевым, А. Ахматовой, сближается с сотрудниками ж. "Аполлон", в 1912 входит в гругшу акмеистов. Выступал с теоретич. обоснованием акмеизма (статьи "Утро акмеизма", 1914 (?); "О природе слова", 1922). В стихах и статьях периода "Камня" (1908—15) — интенсивный поиск мироощущения, постепенно кристаллизующегося в осознании взаимосвязи между свободно творящей личностью и христ-вом (итоговая статья "Скрябин и христианство", 1917). Второе издание "Камня" (1916) принесло М. известность в России. Книга "Tristia" (1922) включала стихи периода войны и рев-ции и вызвала много сочуств. откликов как в России, так и в заруб. эмигр. печати. Уже в ней вполне проявились особенности поэтики М.: чрезвычайная смысловая и ассоциат. нагрузка каждого слова, индивид. для М. слова-символы ("ключевые слова"); острое чувство историзма. Эти признаки присущи также вольным пер., прозе, письмам М.; они создают, при резких стилевых отличиях одного периода от другого, единый строй творч. текстов. В предокт. годы и позже М. часто менял места жительства, жил аскетически, безбытно. Окт. рев-цию не принял. В 20-е гг. постеп. нарастает социальная изоляция М., вскоре осознанная им как закономерная. В 1923 пишет мемуарную прозу "Шум времени" (1925). В "Египетской марке" (1928, фр. пер. 1930) герой, "маленький человек", сталкивается с утратой людьми этич. качеств, "чувства чести"; ее поэтика, глубоко новаторская (по самохарактеристике "показ эпохи сквозь птичий глаз") не имела существ. аналогий в европ. лит-ре. Один из возникших вокруг М. "скандалов" (в связи с выходом отредактированного М. пер. "Тиля Уленшпигеля" Ш. де Костера) вызвал "Четвертую прозу" (1930), где "разрыв с литературой" у М. обоснован автономностью поэтич. задачи. После поездки в Армению (неудавшаяся попытка найти постоянную работу) пишет цикл стихов и "Путешествие в Армению" (1930, 1931), завершивших продолжит. период "поэтич. немоты" (1925—29). В 1928 с помощью Н. Бухарина издает последние книги: "Стихотворения", "О поэзии", "Египетскую марку", после — редкие публикации в периодич. печати. В 1933 пишет свою "are poetica" — "Разговор о Данте" и одновр. возрождает традиции "гражд. поэзии" в стихах "Холодная весна. Бесхлебный Старый Крым...", "Квартира" и сатире на Сталина "Мы живем, под собою не чуя страны..." За них в 1934 арестован и сослан в Чердынь на Каме. После ходатайства Бухарина место ссылки заменено на Воронеж, где М. пишет "книгу" стихов "Воронежские тетради" (1935—37), впоследствии принесшую ему мировую славу. По окончании ссылки живет в Москве, Савелове, Калинине. В 1938 по доносу В. Ставского арестован, осужден на 5 лет лагерей. Погиб 27 дек. того же года в пересыльном лагере на Второй речке, близ Владивостока. М. не отделял себя от "века-властелина", но взял на себя самоубийств. роль противостоять тому страшному, что век нес в себе, поднять голос против "кремлевского горца", "сброда тонкошеих вождей", "полулюдей". Его речь всегда имела привкус "несчастья и дыма", напоминая о голодных крестьянах, раскулаченных мужиках, о репрессиях и казнях. В то же время для М. характерны жизнелюбие, радость тв-ва ("и сладкогласный труд безгрешен"), вера в то, что "народу нужен стих таинственно-родной...", сознание, что такой стих — защита человека, помощь ему в трудных испытаниях. М. — один из самых сложных поэтов, для него характерны дерзкие метафоры и сравнения, неожиданные, смелые ассоциации, ключ к к-рым — в мировой и отеч. культуре. Лирика М. — своеобр. мир, выстроенный по законам воображения, опирается на гармонию архитектоники музыки и слова. М. всегда стремился к обогащению поэт. речи, к "обмирщению" слова, исходил из его многозначности, добивался расширения его функцион. возможностей за счет неожиданного столкновения и сочетания слов, создавал неологизмы ("льнянокудрая", "светоговорильня", "душемучитель" и т. д.). Произв. М. при жизни публиковались лишь частично. Архив поэта собирала вдова, Н. Мандельштам (1899—1980), к-рая, по настоянию мужа, хранила в памяти многое из ненапечатанного; после 1956 записала стихи и прозу. В 40—50-е гг. Н. М., скитаясь по стране, не имея своего дома, доверила близким друзьям восстановл. тексты, а затем собранный архив был отдан на хранение в б-ку Принстонского ун-та (США). Первое собр. стихов М. вышло в большой серии "Б-ки поэта" в 1973; обстоятельно прокомментированное Н. И. Харджиевым, оно далеко не полно и ограничено по составу. В наши дни М. возвращается к отеч. читателю.
Соч.: Сочинения: В 2 т. М., 1990.
О. Э. Мандельштам. Кон. 1920-х гг.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.